Изменение личностной истории

Говорят, никогда не поздно иметь счастливое детство. И частенько это говорят именно люди, прошедшие через данную технику. Конечно, в результате проделанной работы, одни воспоминания человека не заменяются другими. Но изменяется отношение человека к некоторым, ранее малоприятным, моментам своего Прошлого,  и, благодаря этому, меняется реакция организма на подобные ситуации в Настоящем и Будущем .

Когда особенно уместно использовать технику «Изменение личностной истории»? При сборе информации обычно выясняется, что у клиента в определенных ситуациях периодически проявляется одно и то же нересурсное состояние (главные слова здесь «периодически» и «одно и то же состояние»). Часто человек сам хорошо знает это состояние и ситуации, в которых оно появляется. Поэтому, по возможности, он пытается избежать этих ситуаций. Но если этого сделать не удается, он старательно готовится к ним, придумывая разные способы «страховки», которые на практике оказываются малоэффективными. Типичные ситуации – это «страх» выступления перед аудиторией, необоснованный «мандраж» перед каждым экзаменом, постоянные сложности при обсуждении определенных тем, осознанная неадекватная реакция на конкретного человека и т. д.

Когда идентичная ситуация повторяется в жизни человека несколько раз, то у нересурсного состояния как бы появляется своя история, складывающаяся из ряда подобных событий. При этом, благодаря способности мозга к обобщению, возможно появление устойчивой связи между ситуацией и негативным состоянием. То есть сама обстановка может со временем стать нересурсным якорем. Вот почему для этой техники характерны инсайты, когда клиент вспоминает опыты, о которых давно забыл или которые никогда бы не связал с этим состоянием.

Как показывает практика, для «переобобщения» обычно достаточно 2-3 воспоминаний. Если же негативный опыт повторялся часто, то мы останавливаемся только на наиболее интенсивных переживаниях, вплоть до самого раннего случая, который клиент может вспомнить.

Кроме того, для каждой ситуации важно найти Триггер (буквально «спусковой крючок»), запускающий нересурсное состояние. Например, это может быть определенный тон голоса или жест, момент открывания двери кабинета начальника или выражение его лица и т.д. Таким образом, знание Триггера в каждом случае помогает нам сделать изменения более устойчивыми. И мы можем быть уверены, что если в будущем подобная ситуация повторится, то уже имеющиеся у человека триггеры сами запустят подобранные к ним ресурсные состояния.

Шаги техники.

В данной технике часто бывает полезно заякорить клиенту ресурсное состояние, чтобы якорь мог послужить страховкой при работе с нересурсными воспоминаниями.

1.    Установите особый якорь на нежелательное или неприятное чувство (состояние), которое периодически повторяется  и  находится вне контроля клиента.

2.    Используйте этот якорь для того, чтобы провести клиента по его личностной истории от Настоящего к Прошлому до самого первого момента появления неприятного переживания. Каждый раз, когда клиент находит в своем прошлом переживание с подобными чувствами, попросите его задержаться там и определить время и контекст происходящего события. (Якорь удерживается постоянно на протяжении всего процесса воспоминания, однако, интенсивность переживаний должна быть минимальной!).

3.    Когда клиент находит 2-5 событий такого рода (если клиент найдет их больше, то выберите из них 3 самых интенсивных и значимых), отпустите негативный якорь, произведите разбивку состояния и помогите клиенту занять диссоциированную позицию.

4.    Мысленно обратите клиента к самой ранней из найденных ситуаций и исследуйте диссоциированно, какие ресурсы нужны были ему в той ситуации, чтобы нормально ее пережить. Также найдите триггер, который запускает негативную реакцию.

5.    Найдите доступ ассоциировано к каждому названному клиентом ресурсу и заякорите его общим якорем.

6.    Предложите клиенту мысленно вернуться в самую раннюю ситуацию, чтобы, прожив ее заново с использованием найденных ресурсов, изменить ее восприятие. Используйте для этого одновременное соединение ресурсного и нересурсного якорей. (Клиент ассоциируется с событием за несколько секунд до триггера).

7.    Диссоциируйте клиента от нового переживания и проверьте результат привнесенных изменений. Если для полного удовлетворения клиенту мало проделанных изменений (вы можете это откалибровать), вернитесь к шагу 4, найдите дополнительные ресурсы и добавьте их к уже выбранным ресурсам.

8.    Повторите шаги 4 – 7 для каждого последующего выбранного опыта, сохраняя естественный порядок событий.

9.    Проверка. Попросите клиента подумать о бывшем нересурсном состоянии или вспомнить события в прошлом, где присутствовало это негативное состояние. Проделайте поведенческую проверку и откалибруйте, действительно ли изменилась реакция клиента.

10.  Экологическая проверка. Спросите клиента, не потерял ли он чего-нибудь важного, начав реагировать на подобные ситуации по-новому?

11.  Подстройка к будущему с применением данных ресурсов. Пусть клиент подумает о ситуации в ближайшем будущем, когда ему представится возможность проявить свои новые стратегии реагирования. Если нужно, то можно передать клиенту ресурсный якорь.

Пример техники:

6 113 просмотров

2 комментов

  1. Антон
    Дек 26, 2011 @ 15:24:29

    Очень круто! Скажите, как можно поучавствовать в таком мероприятии???

    Ответить

  2. Lifeman
    Дек 27, 2011 @ 18:47:12

    Антон, добрый день. Техника изменение личностной истории это одна из техник используемых в НЛП. Обучиться ей можно на курсе НЛП практик.
    Из центров НЛП в Москве могу посоветовать МЦ НЛП А.Кенига (http://mcnlp.ru ) или центр Плигина.

    Ответить

Комментировать

*