Нейрологические уровни

Тема «Логических уровней» была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых крупнейшими философами ХХ столетия Грегори Бейтсеном и Бертраном Расселом.

Человек издавна стремился установить и организовать различного рода иерархии (социальные, ценностные, познавательные и так далее). Даже для того, чтобы выбрать себе еду в огромном супермаркете, мы должны иметь какие-то предпочтения, то есть создавать внутри себя «субъективную неравноценность» между предлагаемыми продуктами (иначе нам пришлось бы купить ВСЁ или умереть голодной смертью :) ). Предпочтения постепенно образуют собой убеждения, и каждое из них может находиться на различных Логических Уровнях.

Р.Дилтс предложил следующую пирамиду Логических уровней:

 

Применительно к ней действует «Закон Пирамид»: «Изменение, происходящее на более низком Логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком Логическом уровне; а изменение, происходящее на более высоком уровне, почти всегда приводит к изменениям на более низких уровнях». Убеждение «Магазин закрыт, потому что там ремонт» действует на меня гораздо меньше, чем убеждение «Я никогда не получаю то, что хочу». В целом, можно сказать, что убеждения оказывают более сильное влияние по мере того, как они становятся 1). более обобщенными и 2). более индивидуальными. Совсем по-разному звучат высказывания: «У меня есть машина» (уровень Окружения), «Я умею водить машину» (уровень Способностей) и «Я – человек, который не может обходиться без машины» (уровень Личностного Своеобразия). Скорее всего, будет большая разница в мышлении и поведении двух людей, один из которых говорит: «У меня появился ребенок», а другой скажет: «Я стал отцом». Когда человек убежден в том, что он – Неудачник, а не просто случайно сделал не совсем верный ход, это оказывает на него куда большее воздействие. С точки зрения НЛП, модель Логических уровней очень важна для выбора способов работы с клиентом. Как правило, эффективное решение любой проблемы находится на более высоком логическом уровне. Например, если кто-то говорит вам, что он расстроен из-за того, что от него ушла любимая девушка (изменения на уровне Окружения и Поведения), вы можете напомнить ему, что с ним осталась его СПОСОБНОСТЬ любить и строить отношения.

Техника «Интеграция логических уровней».

Эта техника применяется для того, чтобы четко структурировать имеющуюся у человека к настоящему моменту информацию о желаемой цели и подобрать наиболее важные ресурсы для быстрого и эффективного продвижения к ней. Главным вопросом на каждом из логических уровней будет вопрос значимости того или иного элемента опыта человека в контексте выбранной цели. (Эта техника работает с теми задачами, где у клиента нет явного негативного опыта или ограничивающих убеждений!)

Всю процедуру выполнения техники можно мысленно разделить на две части: путь от Окружения к Миссии и от Миссии  обратно к Окружению. Первая часть похожа на инвентаризацию того, что у человека уже есть на сегодняшний день важного для реализации его цели. Поэтому консультант все вопросы задает только в настоящем времени. Цель консультанта на первом этапе: помочь клиенту собрать максимум значимой информации об имеющихся у него на каждом уровне ресурсах, и отделить один уровень от другого. Также, для увеличения качества проработки цели, вы можете ввести дополнительную градацию значимости на каждом уровне, предложив клиенту расположить всю собранную на одном уровне информацию в порядке первостепенности.

На месте расположения «Миссии» клиент очень детально представляет образ себя, полностью реализовавшего свою цель, размышляя при этом о вещах глобальных, таких как: «А ради чего я делаю все это»? «Что еще может принести достижение моей цели для меня, моих близких, моей организации, моей страны, моей планеты и т.д.?», и ощущая себя при этом, частью какой-либо большей системы (организации, страны, Вселенной).

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом Логическом уровне. Одними из главных , при продвижении «вниз» по Логическим уровням, будут вопросы: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»

Шаги техники:

1. Вместе с клиентом подготовьте физическое пространство для каждого из шести логических уровней (расположите листы бумаги с названиями логических уровней на полу).

2. Определите его цель  или контекст жизни, с которым вы собираетесь работать.

3. Шагните на лист «Окружение» и попросите клиента ответить на вопрос: “Какие значимые для достижения вашей цели люди и вещи уже имеются в вашем окружении? Есть ли еще какие-то детали в вашем сегодняшнем окружении, которые вам кажутся важными?

4. Сделайте шаг на лист «Поведение» и задайте вопрос: «Что именно вы делаете, уже сейчас, для достижения своей цели в данном окружении?»

5.  Шагните на лист «Способности»: “Какие ваши способности помогают вам продвигаться к вашей цели? Что еще вы умеете? Что еще могли бы делать? Какими еще возможностями вы обладаете?”

6.  Шагните на лист «Ценности/Убеждения»: ”Какие ваши ценности и убеждения помогают вам продвигаться к вашей цели? Во что вы верите? Какие убеждения поддерживают ваши способности?

7.  Шагните на лист «Личностное своеобразие/Идентификация»: “Кто Я? Каков Я? Что отличает меня от других людей? Как можно называть человека, обладающего таким набором способностей и убеждений?” Если нужно, клиент может использовать метафору для выражения своего личностного своеобразия.

8.  Прежде, чем шагнуть на лист «Миссия/Духовность», попросите клиента представить как можно более детально образ себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель. Путь он опишет сенсорно свой образ, свое видение мира, частью которого является он сам. Затем, шагните на лист «Миссия/Духовность» – помогите клиенту ассоциироваться с этим опытом и ощутить себя, обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации его цели, осознать себя духовным существом, частью Вселенной, частью чего-то большего, чем он сам…

9.   Увеличьте интенсивность его переживаний и заякорите его физиологическое состояние, поддерживающее чувство Миссии/Духовности. Удерживая это состояние с помощью кинестетического якоря, идите назад, шаг за шагом, к «Личностному своеобразию», «Ценностям и Убеждениям», «Способностям», «Поведению» и «Окружению». Помогите клиенту привнести осознание собственной Миссии и образ себя на каждый из логических уровней и обратить внимание на изменения и добавления на каждом из них, которые теперь помогают ему продвигаться к достижению своей цели. Продвигаясь от уровня «Миссии» к «Окружению», важно сохранять соподчинение всех ЛУ с найденной Миссией: “Какое Личностное своеобразие будет более полно отвечать данной Миссии? Какие Ценности и Убеждения будут соответствовать такому Личностному своеобразию? Какие новые способности добавляются теперь, когда вы обладаете такими Ценностями и убеждениями?” И так далее.

(Если на каком-либо этапе вы поймете, что клиент начал терять доступ к ресурсам своей Миссии, то всегда можно вернуться на уровень «Миссии» и еще раз заякорить это состояние, а затем продолжить работу.

10. Дойдя снова до уровня «Окружения», и перечислив все изменения на этом уровне, выйдите в Метапозицию и проведите экологическую проверку и подстройку к будущему.

4 599 просмотров

Комментировать

*