Позиции восприятия

Базовая пресуппозиция НЛП о том, что карта не является территорией, особенно заметной становится в спорных, конфликтных ситуациях, когда каждая сторона уверена в своей правоте и пытается убедить в этом своих оппонентов. Поэтому так полезно иногда посмотреть на мир «чужими глазами», выйти за свои привычные рамки и прислушаться к чужому мнению. Один из важных инструментов, позволяющий видеть ситуацию с разных точек зрения, это механизм ассоциации и диссоциации. В связи с этим, в НЛП различают как минимум 3 позиции восприятия.

1 позиция восприятие мира из нашей личной «карты». При этом оценка событий происходит со своей собственной точки зрения и основывается на своей личной системе ценностей. То есть, 1-я позиция восприятия – это ассоциация с самим собой. Когда вы говорите о себе, то пользуетесь местоимениями первого лица: “Я слушаю”, “Я чувствую”.

2 позициявосприятие мира из «карты» другого человека. Оценка события с точки зрения другого человека, основанная на его системе ценностей. 2-я позиция – это ассоциация с другим человеком (группой людей или даже объектом). Когда вы ассоциируетесь с кем-то и реагируете на то, как  выглядите с точки зрения вашего собеседника, вы говорите о себе, пользуетесь местоимениями второго лица: “Ты сказал”, “Ты выглядишь”. Когда мы хотим, чтобы другой человек перешел в нашу позицию восприятия, то обычно говорим: «Попробуй встать на мое место», «Посмотри на это моими глазами». И наоборот, когда мы сами хотим оказаться во 2-й позиции, то говорим: «Будь на моем месте моя бабушка, она бы…», «Эх, если бы я был таким удачливым человеком, как…».

3 позициявосприятие мира из более широкой рамки. Оценка события с точки зрения беспристрастного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и предположений первой и второй позиций. 3-я позиция – это не просто диссоциация от события, это возможность выйти за границы «карт» 1-й и 2-й позиции на более обширное пространство. При рассказе о себе (1-я позиция) или о другом (2-я позиция) употребляются местоимения третьего лица: «Он думает», «Он хочет», «Она выглядит», «Они не согласны между собой» и так далее. Если при обычной диссоциации мы просто смотрим на себя со стороны, сохраняя свои привычные критерии оценки, то из 3-ей позиции мы смотрим на себя как на элемент системы (участника группы, один из объектов), что позволяет нам уделять максимум внимания взаимоотношениям (связям), которые сложились в этой системе.

Конечно, каждый человек время от времени бессознательно совершает переходы по всем трем позициям восприятия. Но также, как у нас существует предпочитаемая сенсорная репрезентативная система, так можно говорить и о предпочитаемой позиции восприятия. Для людей, проводящих большую часть времени в 1-й позиции, более характерно жесткое отстаивание собственной позиции, индивидуализм, трудности в понимании взглядов других людей. Люди с более выраженной 2-й позицией склонны к эмпатии, сопереживанию другим людям. Они часто переживают чужие неприятности глубже, чем свои собственные. Люди, легко переходящие в 3-ю позицию, видят все закономерности происходящих событий, но часто остаются беспристрастными наблюдателями даже своей собственной жизни.

Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью 3-х позиций восприятия».

Предлагаемая нами техника используется обычно для разрешения конфликтных ситуаций или других коммуникативных сложностей. А также, для приобретения поведенческой гибкости, поиска дополнительных ресурсов или изменения текущей ситуации. Вы можете работать как с прошлым конфликтом, который кажется вам актуальным и может еще повториться, так и с предполагаемым «трудным разговором» в будущем, где вы не совсем точно знаете, как лучше себя повести.

1. Разместите в пространстве три якоря для каждой из 3-х позиций.

2. Попросите клиента разыграть часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочередно ассоциируясь с каждым из партнеров по коммуникации. Как только он найдет момент, нуждающийся в изменении (или обнаружит какую-то закономерность), переходите к следующему шагу.

3. Пересадите его в 3-ю позицию и помогите ему ассоциироваться с ролью эксперта.

а) Пусть клиент еще раз просмотрит внимательно, со стороны, эту ситуацию и даст метафору такой коммуникации (на что это похоже). 

б) Попросите его определить позитивные намерения, скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации.

в) Помогите клиенту подняться по логическим уровням и найти мета-результат (то есть более высокие ценности) каждого из партнеров по коммуникации. Пусть он найдет такую формулировку, которая объединяла бы мета-результаты обоих партнеров.

4. Теперь попросите клиента, находясь в 3-ей позиции, дать сенсорно-обоснованные советы и рекомендации 1-ой позиции (самому себе) по улучшению коммуникации (минимум 3-4 выбора).

5.  Снова переместившись в 1-ую позицию, пусть клиент мысленно выслушает “советы эксперта” и придумает, как бы лично он мог реализовать эти рекомендации в данной ситуации.

6.  Клиент разыгрывает диалог между 1-ой и 2-ой позициями еще раз, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.

7.  Вновь попросите клиента перейдите в 3-ю позицию, посмотреть на новые взаимоотношения партнеров и дать новую метафору.

8.  Повторите шаги 4 — 7 до достижения клиентом желаемого результата в коммуникации.

9.  Экологическая проверка с 1-ой позиции. Не потеряет ли клиент что-то важное и позитивное, изменив коммуникацию таким образом? Если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 4.

10.  Подстройка к будущему из 1-ой позиции. Пусть клиент представит три-четыре различных контекста в будущем, где он мог бы использовать найденные варианты поведения.

Пример техники:

5 481 просмотров

Комментировать

*