Работа со страфами и фобиями

Для того, чтобы легче понять разницу между этими двумя техниками, полезно, прежде всего, разобраться в том, как в НЛП понимаются страхи.

Выделяют два вида страхов: собственно страхи, которые часто не имеют реальной причины для их возникновения, и фобии. На уровне симптомов и страх, и фобия могут иметь практически одинаковые физиологические проявления. Но зато на уровне причин они имеют колоссальную разницу. От того, как человек приобрел данную реакцию, будет зависеть, как мы ее назовем — фобией или страхом, а также то, каким образом мы будем с ней работать.

Фобия — это пример моментального бессознательного обобщения сильного испуга, возникшего за очень короткий промежуток времени (доли секунды). Она является ответной реакцией организма на какой-либо мощный, неожиданный, резкий  и часто опасный для жизни человека внешний стимул или раздражитель. Это может быть попытка нападения, авария или, например, если на высоте человек оступился и чуть не сорвался вниз.

Что же касается приобретения страха (как его понимают в НЛП) — то это процесс осознанного обобщения испуга. Обычно он достаточно длительный (от нескольких минут до нескольких часов), и часто обходится без особых внешних событий во внутренней реальности человека. Такой страх можно было бы назвать «мнимым», так как во внешней реальности обычно отсутствует опасный раздражитель, который мог бы его породить. Появление страха во многом обеспечивается воображением человека, способностью к ассоциации в соответствующие контексты. Сюда могут относиться страх темноты, глубины или высоты, подстрекаемый чьими-то опасениями и предупреждениями.

С подобными страхами работает техника «Визуально-кинестетическая  диссоциация».Она же может быть использована как вариант для работы с ситуациями, в которых человек испытывал физические страдания, последствия которых нельзя изменить, а можно только спокойно принять как некоторое событие в жизни.

Если задуматься о позитивных намерениях, то страх — это, прежде всего, мощная защитная реакция организма, направленная на сохранение жизни человека в ситуациях, которые он контролировать не может.

Цель данных техник не отучить человека бояться, а вернуть ему способность контролировать ситуацию и научиться подбирать варианты своего поведения адекватно каждому конкретному контексту. Если техника проведена успешно, человек оказывается способен адекватно реагировать на те ситуации, которые им раньше избегались и определять сенсорные  критерии отличия опасной ситуации от безопасной.

Техника «Быстрое лечение фобий».

В данной технике часто бывает полезно заякорить клиенту ресурсное состояние, чтобы якорь мог послужить страховкой при работе с нересурсными воспоминаниями. Кроме того, важно дать клиенту четкие инструкции до того, как клиент начнет их выполнять.

1.      1-я ступень диссоциации. Попросите клиента вспомнить какой-либо момент еще до произошедшего травмирующего СОБЫТИЯ (в виде черно-белого стоп-кадра, помещенного на киноэкран), когда он был спокоен и ни о чем не подозревал — Слайд №1. Затем попросите клиента вспомнить какой-либо момент сразу после СОБЫТИЯ (в виде цветного стоп-кадра, помещенного на киноэкран рядом с 1-ым), когда он пришел в себя и успокоился — Слайд №2. Информация о том, что было между этими слайдами, временно опускается.

2.      2-я ступень диссоциации. Предложите клиенту мысленно встать/сесть позади самого себя, то есть увидеть себя со спины, удобно сидящим. Очень важно, чтобы на протяжении всей дальнейшей работы клиент видел одновременно и экран со слайдами, и себя самого, комфортно расположившегося перед этим экраном.

3.      В случае если вы замечаете, что клиенту трудно диссоциироваться, вы можете установить ему якорь на состояние диссоциации.

4.      Попросите клиента мысленно просмотреть фильм о событии, из-за которого возникла фобическая реакция, со 2-ой ступени диссоциации, начиная со Слайда №1 и заканчивая Слайдом №2. Условия просмотра: черно-белый фильм, кроме последнего слайда, и слегка увеличенная скорость. Далее клиент смотрит этот же фильм несколько раз, постоянно увеличивая его скорость. Когда вы поймете, что клиент научился просматривать фильм предельно быстро, то можете перейти к следующему шагу.

5.       Пусть клиент снова очень быстро просмотрит этот черно-белый фильм от Слайда №1 до Слайда №2 со 2-ой ступени диссоциации, а затем буквально впрыгивает в фильм, ассоциируется с цветным Слайдом №2 и быстро проживает все события в обратном направлении, до черно-белого Слайда №1. Дойдя до Слайда №1, клиент опять диссоциируется от событий, буквально выпрыгивая из фильма, сразу попадая на 2-ю ступень диссоциации. После этого экран гасится. Далее эта процедура повторяется до тех пор, пока клиент научится делать все это очень быстро. (Объясните детально клиенту процедуру выполнения этого шага, прежде чем приступать к нему) Уже на этом этапе, по мере увеличения скорости, вы сможете замечать изменения физиологии клиента, что может служить для вас первым вариантом проверки результатов проделанной работы.

6.      Проверка. Предложите клиенту подумать о том, что раньше вызывало у него фобическую реакцию и калибруйте его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку.

7.      Экологическая подстройка к будущему. Обсудите с клиентом возможность возникновения подобной ситуации в Будущем, и выясните, какими новыми вариантами поведения он теперь обладает. Каковы будут его “критерии осторожности”: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным?

Техника «Визуально-кинестетическая диссоциация».

Что касается техники «Визуально-кинестетическая диссоциация», то ее можно было бы назвать техникой «переосмысления» или «рефреймирования отношения» к событиям, вызвавшим страх. Так как «мнимый» страх зарождается постепенно, и фокус внимания человека при этом все больше сужается, концентрируясь на пугающих его мыслях, то первое, что полезно сделать, — это расширить фокус внимания и вернуть адекватное восприятие человеком этой ситуации.

В данной технике часто бывает полезно заякорить клиенту ресурсное состояние, чтобы якорь мог послужить страховкой при работе с нересурсными воспоминаниями.

1.    1-я ступень диссоциации. Попросите клиента вспомнить какой-либо момент еще до произошедшего СОБЫТИЯ (в виде черно-белого стоп-кадра, помещенного на киноэкран), когда он был спокоен и ни о чем не беспокоился. — Слайд №1. Затем попросите клиента вспомнить какой-либо момент после СОБЫТИЙ (в виде цветного стоп-кадра, помещенного на киноэкран рядом с 1-ым), когда он успокоился. — Слайд №2. Информация о том, что было между этими слайдами, временно опускается.

Будьте аккуратны и внимательны с использованием слов в процессе выполнения данной техники.

2.    2-я ступень диссоциации «В». Предложите клиенту мысленно встать/сесть позади себя, то есть видеть себя со спины, удобно сидящим. Очень важно, чтобы на протяжении следующих двух шагов он видел одновременно и экран со слайдами, и себя самого, комфортно расположившимся перед этим экраном. В случае если вы замечаете, что клиенту трудно диссоциироваться, вы можете отдельно установить ему якорь на состояние диссоциации и воспользоваться им на этом и следующих шагах.

3.     Увеличение фокуса внимания клиента при восприятии ситуации, вызывавшей страх. Прежде чем переходить к просмотру фильма, объясните клиенту, как смотреть этот фильм: важно обратить внимание на то, что происходило вокруг; заметить все детали и мелочи, которых он не замечал тогда, когда это случилось.

4.    Находясь на 2-ой ступени диссоциации, предложите клиенту просмотреть с нормальной скоростью черно-белый фильм, начиная со Слайда №1 и заканчивая Слайдом №2, помня об изменении фокуса своего внимания.

5.    Когда клиент досмотрит фильм до цветного Слайда №2, предложите ему мысленно войти в Слайд №2 , где уже произошло это событие, и подойти к самому себе – участнику события. При этом клиент остается «самим собой настоящим» и разговаривает с «самим собой из прошлого». Задача клиента на этом этапе — подобрать нужные слова и действия для того, чтобы помочь «самому себе  из прошлого» разобраться с этой ситуацией, убедиться, что никакой реальной опасности не существовало и отнестись к ней более спокойно.

6.    Когда клиент будет полностью уверен в выполнении своей задачи и поймет, что сможет спокойно оставить «себя более младшего» жить дальше самостоятельно, он может попрощаться с ним и вернуться на 1-ю ступень диссоциации для проверки результатов своей работы. Если клиент при взгляде на «себя в прошлом» будет удовлетворен его состоянием, то можно перейти к следующему шагу. Если же он заметит, что ситуация требует доработки, то это будет сигналом к тому, чтобы вернуться в прошлое еще раз и, подобрав новые слова и действия, завершить работу.

7.    Теперь предложите клиенту впустить «себя более младшего» в себя как одну из своих частей, как часть своего жизненного опыта, и насладиться ощущением обладания этой важной для него частью, которая теперь по-новому может относиться к прошлой ситуации.

8.    Проверка. Спросите клиента, что он теперь думает о прошлой ситуации, как он её вспоминает, и как он к ней относится, при этом калибруйте его физиологию.

9.    Экологическая проверка и подстройка к будущему. Предложите клиенту подумать о возможности возникновения в будущем подобной ситуации и выясните, как бы он хотел на нее реагировать. Получите от него точную сенсорную информацию о  “критериях осторожности”: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным.

7 255 просмотров

Комментировать

*