Разбивка информации на блоки

Размер разбивки информации – это особенность восприятия и мышления, касающаяся степени детализации. Размер разбивки может быть большим или маленьким. Хотя, конечно, больше это напоминает шкалу, и каждый из нас находит свое место на ней в разных контекстах своей жизни. Однако, давайте для иллюстрации обратимся к двум крайним точкам это шкалы.

Один человек видит лес, а другой – деревья, кусты, траву и, может быть, даже каждого отдельного муравьишку. Для первого человека верна поговорка «Большому куску рот радуется» (и для него есть костлявую рыбу, например – настоящее мучение), а второй любит обсасывать мелкие кусочки. Первый- мыслит масштабно, рассматривает глобальные концепции. А второй — акцентирует внимание на мелких конкретных деталях.

Разница в размере разбивки информации может хорошо объяснять причины многих конфликтов и недопонимания. Например, если жена планирует сделать ремонт в квартире, (и ей это представляется вполне просто – надо только побелить потолки и поклеить новые обои). А муж склонен разбивать каждый процесс на мелкие операции, и в его восприятии ремонт делится на два миллиона  различных действий, которые необходимо сделать в четкой последовательности и со всей скрупулезностью, (потому что для него это является критерием качества работы). Он не может позволить себе сделать ремонт кое-как, и зачастую решает, что проще вообще за него не браться.

Конечно, каждый из нас обладает способностью передвигаться в своем мыслительном процессе:

1.  От частного к общему («укрупнение» или индукция), когда мы делаем обобщения или переходим на глобальное видение;

2.  От общего к частному («разукрупнение» или дедукция), когда мы заполняем глобальные идеи конкретными деталями;

3.  Находиться, примерно, на одном и том же уровне обобщения (аналогия или традукция), то есть передвигаться внутри одного и того же уровня обобщения.

С точки зрения практического использования важно заметить, что от того, какими «порциями» мы подаем человеку информацию, во многом будет зависеть возможность общения с человеком на языке, удобном для его мышления.

Кроме того, более мелкая или крупная разбивка часто позволяет человеку сместить фокус внимания и избавиться от многих ограничивающих убеждений. Например, мы можем разложить «способность учиться» на огромное количество мелких составляющих. Это умение слышать и различать слова, понимать смысл сказанного, формулировать свои мысли, делать логические выводы, читать, писать, быть внимательным, пересказывать текст своими словами и т.д. Когда мы так смотрим на процесс обучения, мы, во-первых, замечаем, как много мы уже умеем, и во-вторых, мы понимаем, что нужно добавить к имеющимся способностям, чтобы приобрести тот или иной конкретный навык. И тогда убеждение «Я не могу водить машину» легко заменяется на «Мне надо потренироваться в парковке и научиться сохранять спокойное состояние». Передвигаясь вверх по иерархии ценностей человека, мы можем обнаружить за курением такую важную ценность, как спокойствие или расслабленность. А затем, вновь спуститься вниз и найти еще множество конкретных способов почувствовать себя спокойным и расслабленным. Таким образом, найдя за конкретным поведением более высокое позитивное намерение, мы приобретаем гораздо больше поведенческих выборов. Точно также, при разрешении конфликтов мы часто замечаем, что по «большому счету» спорящие стремятся к одному и тому же и не совпадают только на уровне деталей и критериев. Такой взгляд действует обычно очень примирительно, и люди гораздо быстрее приходят к взаимопониманию.

2 196 просмотров

Комментировать

*