Score на линии времени

Модель SCORE — это модель эффективного сбора информации. Она помогает консультанту сфокусировать внимание на определенных точках в рассказе клиента и указывает наиболее оптимальный путь работы, позволяющий, за наименьшее количество времени и шагов, продвигаться к поставленной цели или совершать изменения.

Эта модель была разработана Робертом Дилтсом и является прекрасным инструментом для сбора информации не только в рамках психотерапии, но и в любой области, где вам необходимо в каждый момент времени понимать, куда вы движетесь, где находитесь сейчас (и почему), и что может помочь вам перейти из нынешнего состояния в желаемое. Поэтому, модель SCORE может с успехом применяться и в бизнес-переговорах, и в составлении деловых докуметов, и в индивидуальном планировании.

Аббревиатура SCORE соединяет в себе следующие слова: Symptom (актуальное состояние), Cause(причина), Outcome(желаемое состояние), Resource (ресурс) и Effect (эффект).

Актуальное состояние (симптом) – это ответ на вопрос, что происходит сейчас в обсуждаемом контексте. Каковы в данный момент: состояние клиента, его мысли, чувства, поведенческие проявления? Какими сенсорными признаками можно описать это состояние? Что происходит вокруг? Кто еще задействован в ситуации? Важно понимать, что актуальное состояние само по себе не является проблемой. Нынешняя ситуация становится проблемой в тот момент, когда кто-то хочет осуществить изменение, поменять текущее положение дел или свое состояние на что-то другое.

Результат – цель или желаемое состояние, на которые направлены устремления человека. И при выяснении информации в этой точке SCORE мы пользуемся пунктами спецификации цели.

Эффекты – это «результат результата», то есть те изменения, которые произойдут в жизни человека, если он добьется желаемого состояния. Эффекты могут быть как позитивными, дающими дополнительную мотивацию, так и негативными, неэкологичными для самого клиента или его окружения сейчас или в будущем.

Причина – то, что породило симптом (привело клиента к нынешнему состоянию). Это могут быть конкретные события в отдаленном или недавнем прошлом, чьи-то слова, ограничивающие убеждения, приобретенные с негативным опытом и т.д.

Ресурсы – средства, которые могут быть задействованы для перехода от актуального состояния к достижению желаемого результата. Это могут быть воспоминания, состояния, мысли, стратегии, чувства, а также люди, места, время, информация или события. При поиске ресурсов ключевым словом часто является аналогия, когда вы обращаетесь к своему или чужому опыту разрешения проблемы в аналогичной ситуации. А кого-то больше вдохновляют те ресурсы, которые еще не были им использованы.

Технику «SCORE на линии времени» можно назвать базовой основой для многих других техник НЛП, работающих с разными жизненными периодами клиента. Еще одно из ее достоинств состоит в том, что вы можете работать в ней как с ситуациями Прошлого или вопросами Настоящего, так и с задачами Будущего. Но в каком бы времени ни была сосредоточена основная работа, вы всегда «пройдете» через все времена, что позволит наиболее полно и экологично встроить достигнутый клиентом результат в его реальную жизнь. Кроме того, если Актуальное состояние, в котором пришел клиент, не является типичным для какой-нибудь конкретной техники, (а так чаще всего и бывает в реальной практике), то техника «SCORE на линии времени» поможет вам собрать всю детальную информацию и понять, куда двигаться дальше в вашем консультационном процессе. Хорошо понимая общую модель, вы всегда сможете сделать из нее усеченный вариант, выбрав только нужные в вашем случае шаги, основываясь на логике Модели SCORE.

Для работы в этой технике используется метафорическая «лента времени», которую можно «разложить» на полу и, передвигаясь по ней, перемещаться то в Прошлое, то в Будущее. Для этого каждую точку Модели SCORE полезно отделить от других и закрепить с помощью пространственного якоря. А для разделения информации, корректировки изменений и разбивки состояний вводится Мета-позиция (позиция Наблюдателя), находящаяся вне линии времени клиента.

Достижение Желаемого результата в технике «SCORE на линии времени» обычно осуществляется за счет работы с Ресурсными состояниями, которые переносятся с помощью якорей. Важным также является механизм ассоциации-диссоциации, что позволяет клиенту иначе взглянуть на неприятные ситуации и получить доступ к своим ресурсам.

 

Шаги техники.

Прошлое            Настоящее                   Будущее 

______________________________________________

         4                                1                                 2                            3

Причины     Симптомы     Результат     Эффекты 

 

1.    Попросите клиента разместить на полу воображаемую линию времени и отметить, где будет находиться Прошлое, Настоящее и Будущее.

2.    Пусть клиент встанет на Линию Времени (ЛВ) в точке 1 и опишет симптомы Настоящего состояния. (Что происходит сейчас в рассматриваемом контексте?)

3.    Теперь попросите клиента выйти с ЛВ в Мета-позицию (МП) и описать  Желаемое состояние (цель), то есть представить себя со стороны, имеющим нужное состояние, а затем встать на ЛВ в точку 2 и ощутить это Желаемое состояние. (Опишите, что Вы чувствуете, видите и слышите, находясь в этом состоянии?)

4.    Сделав шаг вперед в точку 3 (эффекты, более далекое Будущее), клиент может обернуться и посмотреть на себя “в прошлом” (точка 2). (Сейчас, когда Вы уже достигли своей цели, что это Вам дает? Чему еще способствует это достижение? Какое влияние оказывает на Вас и других людей достижение Вами этой цели?)

5.    Попросите клиента снова выйти с ЛВ в МП, посмотреть на себя в точках 2 и 3 со стороны и проверить, действительно ли  это именно та цель, которую он хочет достичь. Если нужно, то ее можно дополнить, вернувшись на два шага назад.

6.    Помогите клиенту вновь оказаться на ЛВ в точке 1 и ассоциироваться с Настоящим состоянием и его различными симптомами. Затем медленно и целенаправленно, сохраняя это состояние, клиент будет двигаться назад по ЛВ в свое Прошлое — до тех пор, пока не отыщет Причины возникновения этого состояния. Возможно, он вспомнит ситуацию, где это негативное чувство возникло впервые, или найдет момент образования ограничивающего убеждения.

7.    Выйдя с ЛВ в МП и глядя на Причины со стороны, клиент определяет Ресурсы, которые были ему нужны тогда, чтобы пережить ту ситуацию нормально. А затем, находит время и контексты в своей жизни, когда он имел доступ к этим Ресурсам.

8.    Попросите клиента вновь войти на ЛВ в месте расположения своих Ресурсов, чтобы вновь полностью ощутить и пережить их. Когда вы убедитесь, что он получил доступ к нужным состояниям, установите якорь.

9.    Собрав все нужные Ресурсы, клиент ненадолго перемещается в МП, а затем, сразу в точку 4 на ЛВ (точка Причины). Когда клиент окажется там, возобновите свой якорь и помогите ему прожить ту ситуацию заново, определяя новые поведенческие выборы, максимально близкие к Желаемому Результату.

10.Снова выйдите вместе с клиентом с ЛВ в МП и проверьте, как изменилась эта ситуация, нужны ли ему еще какие-либо ресурсы для свободного доступа к Желаемому Результату? Если да, то повторите шаги 7-10.

11.После того, как вы будете уверены в том, что имеете в точке 4 все нужные ресурсы, попросите клиента встать на ЛВ в точке 4. Далее он медленно пройдет из нее по линии времени вперед к точкам 1, 2 и 3, обращая внимание на то, какое влияние оказывают найденные Ресурсы на Симптомы, и как это приводит к достижению Желаемого Результата и его Эффектов.

12.Выйдя с ЛВ в МП, клиент проверяет экологичность всего процесса и полученного результата, а также определяет первые шаги на пути к цели. Затем он встает на ЛВ в том месте, которое соответствует времени реализации этих шагов, и проживает их.

82 407 просмотров

Комментировать

*